Новости

Наши книги в Российской национальной библиотеке

 

Наши книги в Российской национальной библиотеке

 
2 апреля 2013 года в конференц-зале Российской национальной библиотеки прошла презентация пяти книг, выпущенных издательством журнала «Нева» в минувшем году. Представлял авторов – Н. В. Галкину, Н. А. Гранцеву, В. М. Рыбакова, И. Н .Сухих, А. О. Большева — выступивший в роли ведущего презентации заместитель главного редактора журнала «Нева», писатель А. М. Мелихова.

Доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, Александр Олегович много лет посвятил исследованию проблемы автобиографического, а точнее, автопсихологического начала в русской литературе. Итогом научной работы стали монографии «Исповедально-автобиографическое начало в русской прозе второй половины ХХ века», «Диссидентский дискурс и русская история», «Шедевры русской прозы в свете психобиографического подхода».
 
Новая книга А. Большева – «Наука ненависти» посвящена феномену невротической ненависти. Представляя ее, автор рассказал о курьезном бытовом эпизоде, ставшем толчком к ее написанию; изложил свою теорию истоков и амбивалентной природы аффективного гнева. Оказывается, под маской привычной для многих невротической критики окружающих скрывается саморазоблачающая исповедь – бессознательная проекция собственных пороков на «другого». Свои идеи А. Большев иллюстрирует на обширном историческом и литературном материале, в частности анализирует произведения А. Солженицына. Небесспорность и полемический характер некоторых утверждений А. Большева вызвали живой интерес аудитории – и встречные контраргументы. В дискуссии приняли участие поэт В. И. Шемшученко, кандидат филологических наук, преподаватель СПбГУ О. И. Глазунова и известный писатель М. Н. Кураев.
 


Выступавшая вслед за А. Большевым Н. Галкина, собственному признанию, далека от публицистики и психоанализа, а кроме того, не склонна подвергать какому бы то ни было анализу собственные произведения. Наталья Всеволодовна просто прочитала одну из «историй», составивших ее «Музей города Мышкина» (в книге «Зеленая мартышка»).
 

Это – миниатюра «Бахча» ( в Сталинграде на ничейной полосе оказалась бахча со спелыми арбузами, противники на время заключили молчаливое «арбузное перемирие», но потом, когда арбузы кончились, грянул страшный бой...). Уместная автоцитация оказалась как нельзя кстати: собравшиеся от проблем психоанализа вернулись к секретам мастерства, обратившись, среди прочего, к поиску литературных предшественников нового для Галкиной жанра – прозаической миниатюры. Прозвучали имена Лукиана, В. Астафьева, А. Солженицына... Добавим: можно было бы вспомнить и Ю. Олешу («Ни дня без строчки»), и рассказы-миниатюры последних лет И. Бунина, и, конечно же, тургеневские стихотворения в прозе... М. Кураев настаивал, что ближе всего к «историям» Галкиной стоят «Затеси» и «Крохотки»: их роднит не только жанровое своеобразие, но прежде всего отчетливо ощутимая авторская боль – непременная черта подлинного писателя на Руси. О боли душевной, потаенной, неизъяснимой, и о боли физической, о страданиях несчастных, не взятых на праздник жизни, – в новой книге Н. Галкиной.
 
Продолжил вечер В. Рыбаков, автор сборника публицистических статей и эссе «Руль истории». Конфуцианство как идеальный способ укрощения чиновничьего произвола, решение проблем казенно-бюрократического государства с помощью конфуцианства – вот только некоторые из поднятых писателем в своем выступлении вопросов. Проблематичность успешной прививки идей великого китайского мыслителя на древо российской государственности побудила аудиторию на обоснованные замечания об опасных последствиях реализации утопий, о неизбежных мутациях утопизма в современных реалиях. Убедительно прозвучало наблюдение одного из присутствовавших, увидевшего в последнем российском нововведении – ювенильной юстиции – уродливое извращение идей Т. Мора.
Заботой о судьбе племени младого, незнакомого оказалось отмечено и выступление закрывавшей вечер Н. Гранцевой, представившей свою новую книгу – «Сказанья русского Гомера». Она высказала пожелание увидеть хотя бы полстраничное упоминание в школьном учебнике о существовании в литературной сокровищнице прошлого первой эпической поэмы, созданной на русском языке - поэмы Михаила Хераскова «Россиада». Именно этому, несправедливо забытому, по мнению автора, поэтическому эпосу и посвящена книга. ...

Бытует мнение, что творчество для писателя является своего рода автопсихотерапией. Скорее всего, с ним не мог бы не согласиться профессор А. Большев. Но... доверяя тайная тайных бумаге, только ли чаемого облегчения жаждет страждущий пишущий? Вероятно, не так думают авторы, пришедшие представить свои новые книги не куда-нибудь, а в Публичку. А со стен Дома Крылова, с молчаливых портретов, внимательно и снисходительно наблюдали за всем происходящим экс-сотрудники библиотеки, среди коих и добродушный Иван Андреевич... Может быть, слухи о близкой кончине бумажной книги все-таки слегка преувеличены?