Новости

Виталий Грушко: Что почитать

Недавно в петербургском журнале «Нева» вновь вручили премии за лучшие публикации года минувшего. Премии вручались по пяти номинациям (каждая из них названа пушкинской цитатой); решение же о награждении традиционно принимали члены редколлегии журнала.

Лауреатом премии за лучший дебют (номинация «В надежде славы и добра») стала Юлия Вертела. Ее повесть «Магазин, или Записки продавца» (2010, № 7) пронизана грустной иронией, без которой потомственному интеллигенту выжить в сегодняшних условиях практически невозможно. Героиня повести работает продавцом в студенческом книжном магазине. На полках магазина собраны разнообразные книги – от истории о жизни нищего художника до беспроигрышного способа похудеть в кратчайшие сроки. Покупатели, естественно, выбирают сюжеты, созвучные их проблемам. Диеты сегодня более популярны, чем картины Ван Гога. Однако девушка, стоящая за прилавком, подмечает странную вещь: реальность, окружающая ее, легко может дать фору самой изощренной книге, ибо в жизни порой случается такое, что может затмить любую литературную коллизию.

Премию в номинации «Искатель новых впечатлений» за интересную литературоведческую работу о Шекспире получила Наталья Гранцева. Статья называется «Шекспир и проблемы дератизации» (2010, № 4), а слово «дератизация» означает истребление грызунов-вредителей. Гранцева пишет о «Гамлете». Пишет так, что рискует навлечь на себя гнев именитых шекспироведов. При этом доводы автора убедительны, вот только читатель может оказаться неготовым к такой трактовке великой трагедии. Коротко говоря, по Гранцевой, «Гамлет» – это вариация на тему античной поэмы «Война мышей и лягушек». Трагедия предположительно написана другом Гамлета Горацио, а он владел такими литературными приемами, расшифровать которые сегодня не под силу почти никому. Одним из немногих оказался немецкий писатель Гофман, чья сказка «Щелкунчик» на самом деле является еще одной версией шекспировской трагедии.
В номинации «Чистейшей прелести чистейший образец» лауреатами стали прозаик Олег Ермаков и поэт Александр Кушнер. О поэзии скажем ниже; что касается романа Ермакова «Иван-чай-сутра» (2010, № 2), то об этом произведении можно написать километры бумаги, и все равно истинный смысл ускользнет от трудолюбивого исследователя. Можно лишь строить догадки. Предлагаю одну из них. Главный герой произведения Ермакова – это Природа, причем понятая метафизически. Природа – это единственная ниточка, связывающая нас с временами, когда на Земле еще не жил человек. Эту связь очень трудно почувствовать, но все же единение человека с Природой возможно. В романе показаны разные взаимоотношения людей с окружающим миром, в том числе и чисто потребительские (что позволяет назвать Ермакова продолжателем традиций Виктора Астафьева). Но Природа не умеет прощать ошибки, поэтому противостоять ей бессмысленно.

Публицист Борис Колоницкий получил премию в номинации «Румяный критик мой» за статью «Красные против красных» (2010, № 11), посвященную Гражданской войне. Основная идея статьи заключается в том, что во время войны царила такая суматоха и путаница, что зачастую коммунисты из одних подразделений сражались против коммунистов из других. Кроме того, существовали еще и эсеры, и зеленые, и анархисты, которые то и дело меняли свои политические взгляды и порой также становились красными. Тезисы Колоницкого подкреплены богатым фактологическим материалом и отчасти проливают свет на то, что творилось в России после революции.

Свое веское слово сказали и поэты: Александр Кушнер (2010, № 4) и Андрей Шацков (2010, № 10) (номинация «Пристают к заставе гости»). Если в стихах Шацкова лейтмотивом проходит ностальгия по несбывшемуся, то у Кушнера главенствует надежда на будущее. Впрочем, оба поэта так или иначе обыгрывают тему неумолимого времени, которое может быть как щедрым, так и ускользающим. Но в любом случае и воспоминания, и надежды нас согревают – так уж люди устроены.

«Санкт-Петербургские ведомости», № 95 27 мая 2011 года